Неотразимые и привлекательные

Лего-конструирование

Он улыбнулся, мигнул цветными лампочками и уверенно двинулся к лестнице. Элегантно сверкая изящным корпусом, металлической молнией взлетел наверх. Робот точно знал дорогу и никогда не опаздывал. Остановка, звонок в дверь, приятный музыкальный голос: «Ваша почта, сэр»…

И совсем нетрудно представить, что это чудо спешит именно к вам. Потому что оно, действительно, спешит, и оно на подходе – перед вами. Вы можете его наблюдать, можете помечтать, а можете напрячь интеллект и создать его собственными руками – если проявите терпение и сообразительность.

В летнем лагере для детей «Урал» стартует новая профильная программа, посвящённая лего-конструированию и робототехнике. Руководитель программы – Роман Владимирович Колбин, начальник управления по информационным технологиям ЧГПУ, кандидат педагогических наук.

Как оказалось, проект имеет свою предысторию.

- 1 сентября прошлого года в нашем управлении создан сектор инновационной деятельности, – рассказывает Роман Владимирович. – Этот сектор возглавила Татьяна Владимировна Никитина, кандидат педагогических наук. Предварительно вопрос обсуждался с исполняющим обязанности ректора Владимиром Витальевичем Садыриным, были определены направления работ, одним из которых является образовательная лего-робототехника. Мы приобрели оборудование – восемь конструкторов, которые используем для обучения студентов (это в первую очередь) и проведения тематических смен в лагере.

С лета прошлого года на базе нашего университета мы начали проводить тематические каникулы для детей и внуков наших сотрудников. Одним из направлений в летнем лагере стала образовательная робототехника: дети учатся собирать конструкторы, учатся их программировать. Конечно, это очень интересно: собирать, моделировать, программировать и видеть результат. Мы всегда строим программу таким образом, чтобы на выходе получился какой-то готовый продукт. В одной из смен проводили соревнования роботов. Нужно было проехать по определённой траектории: кто быстрее проедет, тот и является победителем. В ходе таких занятий возникает интерес к конструированию, даже если школьник не владеет навыками программирования. Всё предусмотрено на таком доступной уровне, чтобы ребёнок мог спокойно разобраться, чтобы получилась не просто красивая статичная модель, а модель, выполняющая определённые действия.

Кроме летних математических каникул, 3 ноября мы провели областные соревнования лего-роботов среди младших школьников (1-5 класс). К нам приехали 37 команд, представлявшие практически всю область. Задание было достаточно простое: проехать по траектории, поднять мячик и донести его до финиша. И, конечно, были призёры и победители.

- Можете назвать интересные примеры, поразившие вас…

- 14-15 марта во Дворце пионеров и школьников проходил VI региональный тур Международных состязаний роботов, отбирались лучшие команды для участия во Всероссийских соревнованиях. Я, к сожалению, не смог присутствовать, был в командировке, но три наших преподавателя участвовали в жюри. Им очень понравились роботы-футболисты: они, как живые, гоняли мяч и забивали голы. Всё это дети сами собрали и сами запрограммировали.

Наш университет плотно занимается лего-роботами с прошлого года, и основная инициатива идёт от нашего руководителя, Владимира Витальевича Садырина. Он очень увлечён лего-роботами, именно он привёз в Челябинскую область эту идею из Англии – если не ошибаюсь, в 2004 году, и с того момента в области начали активно осваивать новое направление. В Челябинской области существует Региональный координационный центр (Красноармейская, 88), который координирует всю деятельность, касающуюся робототехники в Челябинской области: проводит различные соревнования, обучение учителей, поэтому южноуральские школьники преуспели в лего-конструировании.

Наши ребята стабильно показывают высокие результаты на Международных соревнованиях по робототехнике: в 2008 году Степнинская школа взяла серебряную медаль в Йокогаме (Япония), в 2009 году вошли в первую десятку в Пхохане (Южная Корея), в 2010 году стали шестыми на Международных состязаниях в Маниле (Филиппины), в 2011 году вошли в десятку лучших на Всемирной Олимпиаде роботов в Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты).

Естественно, если это направление развивается в области, наш вуз не может стоять в стороне. Мы должны готовить учителей, способных интегрировать робототехнику в какую-то дисциплину – например, информатику, технологию или физику – или вести кружок. То есть сверх основной программы осуществляется подготовка педагогов к ведению кружков по лего-конструированию.

- Как возникло решение создать совместный проект с летним лагерем для детей «Урал»?

- Рождение этого проекта, по большому счёту, наше общее решение, которое возникло у нас и руководителя комплекса Антона Анатольевича Денисова. Наш университет давно сотрудничает с лагерем, готовит студентов для профильных смен, и когда встал вопрос о том, что нового может предложить наш вуз, одним из предложенных направлений стала подготовка вожатых для проведения профильной смены по лего-конструированию.

На подготовку вожатых мы предполагаем потратить порядка сорока часов, а внутри можно использовать программы разного уровня и объёма, в зависимости от подготовки школьников и конечных целей. На выходе получится абсолютно готовая рабочая модель. Ребята смогут её продемонстрировать родителям, показать, что она умеет делать, провести какие-то соревнования типа борьбы сумо или игры в футбол.

- В чём ещё привлекательность и перспективность этого направления, что это даёт?

- Прежде всего – развитие технического творчества, развитие интеллектуальных, умственных способностей, приобретение навыков программирования. Причём здесь не обязательно быть глубоким информатиком, у нас занятия проходят на каждом факультете, и особых сложностей с подготовкой студентов мы не испытываем. Мы стремимся, чтобы каждый был знаком с данным направлением, мог использовать его во время изучения учебного предмета либо за его пределами. Мы поставили перед собой такую задачу и однозначно её реализуем.

Что касается перспектив развития, задумок у нас очень много. Существует много направлений: начиная со сбора простых моделей до построения суперсложных механизмов. Мы знакомились со всемирными играми, там такие правила и задания, что с первого раза не разберёшься, что необходимо от робота. Так что всегда есть куда расти.

3 ноября на областных соревнованиях мы проводили показательные выступления: робот поднимается по ступенькам, отталкивается от них и идёт. Мы попытались показать младшим школьникам, каких вершин они могут достичь, если будут заниматься лего-конструированием. К слову: сейчас очень развивается направление «Зелёный город» или «Экогород», направленный на защиту окружающей среды.

- Робот-утилизатор, робот-футболист, а какие ещё бывают специализации? Видела однажды робота-музыканта, но он не играл…

- Думаю, можно подготовить робота практически для любой сферы деятельности, здесь неограниченные возможности, на соревнованиях они как раз демонстрируются. Например, кто быстрее шарики разберёт и рассортирует: черные – налево, красные направо. Для младших школьников есть конструктор, который называется «Дупло» – здесь никакого программирования нет, в первую очередь отработка моторики, работа с мелкими деталями, а старшие могут собирать суперсовременные машины вроде танка.

Зимой мы конструировали роботов, которые умеют двигаться по заданному маршруту. Представьте поле, на котором обозначен маршрут. Школьники должны подобрать такие датчики (в первую очередь, датчик света), чтобы робот из начальной точки дошёл до конца по сложному маршруту.

- Его движения управляются с помощью пульта?

- Его движение изначально запрограммировано. Нажимаешь кнопочку «Старт», и он начинает двигаться. А по пути может выполнить какое-то действие – например, сортировку шариков разного цвета. Существуют роботы и с дистанционным управлением.

- Может ли детская забава быть перенесена в практическую сферу деятельности?

- Мы таких задач не ставим. Наша главная задача – привить основные навыки лего-конструирования, творческое мышление, навыки программирования, а в своей профессиональной деятельности, я думаю, каждый сможет найти сферу применения своим знаниям.

- Дети не любят учиться летом, как быть?

- Мы постараемся, чтобы было интересно. Может быть, будем проводить какие-то соревнования, объясним, что в конце смены можно показать родителям свои достижения. Опыт показывает, что интерес просыпается сразу. Одно-два занятия – и дети видят готовые проекты и понимают, к чему надо стремиться. Особых проблем с мотивацией у нас не возникало. Детей чаще всего от этого занятия не оторвать. Сколько занятий ни проводили, всегда одно и тоже: всё, пора идти на обед, но надо же ещё одно колёсико прикрутить! Чтобы он начал двигаться! Очень большая заинтересованность. Программу мы подготовили, лекции будет вести Татьяна Владимировна Никитина, руководитель сектора инновационной деятельности.

- Как обстоит дело с техническим оснащением?

- Какую-то часть легоконструкторов мы уже приобрели, какую-то закупает лагерь. Мы исходим из того, что одного робота ребята собирают вдвоём. Может быть, один программирует, другой собирает, а потом они меняются. Опыт показывает, что одного робота на двоих вполне достаточно. И, конечно, будут нужны компьютеры, ноутбуки.

- Какие надежды вы возлагаете на этот проект?

- Хотелось бы, чтобы он прижился в вашем лагере и постепенно развивался. Конечно, за 21 день всех тех возможностей, которыми обладают лего-конструкторы, не охватить. Хочется, чтобы дети в лагере занимались не один год, чтобы были преемственность и продолжение. Например, в этом году собрали роботов-футболистов, в следующем – что-то более сложное, чтобы по мере усложнения заданий дети росли. Если этот проект будет развиваться и набирать обороты, я буду очень рад. Потому что лего-конструирование – одно из самых перспективных направлений для школьников.

Материал подготовила Римма Галимханова

480


 

Почтовая рассылка

Подпишитесь на информационную почтовую рассылку, и о всех новостях нашего лагеря Вы узнаете первым.

Подписаться на рассылку...

Вопросы - Ответы

Ответы на часто задаваемые вопросы Вы можете найти в рубрике "Вопросы - Ответы". Вы, также, можете задать свой вопрос администрации лагеря воспользовавщись этой ссылкой.